Главная » Статьи » Районные конкурсы |
РАЙОННЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ
РАЗРАБОТОК «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК» учитель истории и обществознания 1
квалификационной категории МКОУ «ПСОШ № 1 Пограничного МР», 1 отделения Артамонова Надежда Викторовна. Предмет: обществознание. Класс: 9 Тема: «Семейные
правоотношения». Тип: урок изучения
нового материала. Форма урока:
лекция с элементами беседы, проблемно-поисковыми заданиями и практической
работой учащихся. Методы и приемы обучения:
словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, работа с текстами,
письменно-графический (составление схем). Форма работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование:
учебник, Семейный кодекс РФ, компьютер, брачный договор, задачи по теме
«Семейное право», вальс Мендельсона, презентация по теме: «Семейное право», iPad, репродукция «Неравный брак»,
видеоролик из фильма «Кавказская пленница», раздаточный материал с заданиями на
закрепление. Оформление кабинета:
на доске тема урока, план урока, мысли о семье: 1.
«Государство – это большая семья, а
семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». (Конфуций) 2.
Родительский дом – начало начал. 3.
«Жить в семье – значит разделять друг с
другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить
друг друга» (Б. Зигель). Продолжительность
урока: 45 минут. Цель
урока: ·
Обучающие: познакомить учащихся с
основами семейного права, сформировать представление о правах и обязанностях
супругов, родителей и детей, конкретизировать имеющиеся представления о порядке
и условиях заключения и расторжения брака, довести до учащихся специфику
юридического понимания семьи и значимость правового понимания семьи, и
значимость правового регулирования семейных отношений. ·
Развивающие: продолжить формирование
умений учащихся при работе с
источниками, формировать навыки и умения применения теоретических знаний в
практических ситуациях, коммуникативные навыки общения при работе в группе,
умение анализировать, делать выводы, работать со схемами. ·
Воспитательные: воспитывать определенную
позицию по отношению к семейной жизни, семейным отношениям, нравственное
воспитание, уважительное отношение к нормам семейного права, формирование
ответственного отношения к ценностям семьи, к роли и значению семьи в
современном обществе. Учащиеся
должны знать: ü Основные
аспекты семейной жизни с точки зрения
права, ее регулирование Семейным кодексом РФ, ü Разбираться
в основах правового регулирования семейных отношений, ü Понимать
что такое семья, брак, брачный договор, условия вступления в брак, права и
обязанности супругов, договорной режим имущества супругов. Учащиеся
должны уметь: ü Объяснять
назначение семьи, ü Аргументировать
свои ответы, ü Разрешать
ситуации в семейных отношениях, ü Работать
с источниками, схемами, ü Раскрывать
правовые основы семейно-брачных отношений. Структура
урока: I.
Организационный момент. II. Изучение нового материала по плану: 1)
Понятие семьи, правовая связь членов
семьи, 2)
Условия вступления в брак, процедура регистрации
брака, 3)
Права и обязанности супругов, брачный
договор, 4)
Права и обязанности родителей и детей. III.
Итоги урока. IV.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА. I.
Организационный момент. (1-2 минуты).
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку: наличие
принадлежностей, организация внимания и внутренней готовности. II.
Изучение нового материала в соответствии
с планом. Учитель:
Тема, которую мы сегодня будем изучать, касается каждого из нас, а потому она
важна и актуальна, никогда не устареет и не потеряет своего значения. Записывают
тему урока в тетради. Учитель:
ребята, давайте вместе сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Чем мы
будем заниматься? Какие рассматривать
вопросы? (Ответы и предположения детей). Учитель
подводит итог: мы познакомимся с Семейным кодексом РФ,
который регулирует вопросы семьи и брака, вы действительно узнаете о порядке и
условиях вступления в брак, изучите личные и имущественные права и обязанности
супругов, родителей и детей. (2 минуты) Учитель:
итак, цели определены, они вам понятны? (ответ детей) Тогда начинаем. Учитель:
давайте произнесем вслух слово «СЕМЬЯ». Какие ассоциации оно у вас вызывает?
(ответы детей, беседа). На чем основана семья? Для чего она человеку
необходима? (2 минуты) Учитель:
человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни хорошая работа, ни друзья
не смогут дать того, что дает семья. Где, как не в семье получает человек
ощущение нужности близким, веру в то, что семья – это место, где тебя ждут и
любят. Работа с мыслями мудрых, написанными на доске. (2 минуты). Учитель:
итак, что же такое
семья с юридической точки зрения? Давайте поработаем в группах. 1-й ряд
формулирует определение на основе проведенной только что беседы, 2-й ряд ищет
определение в интернете с помощью iPad, 3-й ряд находит определение в тексте учебника. (1
минута). Затем идет выслушивание представителя каждого ряда. Учитель и дети
формулируют одно более доступное определение. (2 минуты) Идет
работа с термином - дети проговаривают
про себя определение, рассказывают соседу по парте, озвучивают в классе
(2-3человека) (1 минута). Слайд из презентации в помощь учащимся. Учитель:
если
существует семья и семейные отношения, значит, они должны регулироваться государством. Этим занимается такая отрасль права, как семейное право. Мы с
вами учились давать определение разным отраслям. Сформулируйте его
самостоятельно. (Ответы детей). (1 минута). Учитель:
что будет являться источником семейного права? Ответ
детей: Семейный кодекс РФ. Учитель:
Одним из главных понятий семейного права, является понятие «брак». Найдите
используя iPad, что такое брак, что означает это
слово. (1 минута) (Находят, брак, от слова «братичи» - выбирать лучшее). Учитель:
в соответствии с Семейным кодексом РФ существует определенный порядок и условия
заключения брака. Давайте их разберем.
Идет работа над составлением схемы: учитель у доски, дети в
тетрадях. (5 минут) Учитель:
чтобы определить первое условие, давайте посмотрим ролик из фильма «Кавказская
пленница» - похищение невесты. В чем суть ролика? Ответ – нарушена
добровольность. Учитель:
Первое условие – добровольность. Далее идет демонстрация репродукции «Неравный
брак». Учитель:
почему картина имеет такое название? Ответ – разница в возрасте. Учитель:
второе условие достижение определенного возраста. А три других условия вы определите
самостоятельно, работая со статьями Семейного кодекса РФ 3 12, 13, 14. (Приложение 1) Учитель:
давайте обсудим как же происходит процедура регистрации брака. По ходу беседы дети заканчивают схему. Слайд
Учитель:
а
сейчас давайте решим одну задачу. (2
минуты) Артём и Ирина решили пожениться. Взяв
паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и
прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы
должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?" Как вы объясните Артёму эту норму? (Ответы ребят). Учитель: ребята, у вас
есть вопросы по материалу, который мы разобрали? Тогда, я вас проверю.
Предлагаю поиграть в игру «Хлопалка» (2 минуты). Мы с вами разыграем сценку
«Регистрация брака, вы будете следить за речью работника ЗАГСа, которого буду
изображать я. Если вы услышите ошибки, то будете хлопать в ладоши. Звучит марш Мендельсона, заходит пара (два
ученика-добровольца из класса). ТЕКСТ: Дорогие, Дмитрий и Анастасия, мы
собрались с вами, в этом торжественном зале, чтобы зарегистрировать ваш брак.
Гости, посмотрите, какая у нас красивая невеста, она выглядит очень взрослой в
свои 17 лет (ХЛОПОК). Я очень рада, что
сегодня создается новая семья. И пускай, у вас Дмитрий это второй брак, а
первый вы еще не расторгли (ХЛОПОК), я верю, вы найдете сове счастье. И тот
факт, что вы только на прошлой неделе подали заявление (ХЛОПОК) подтверждает
ваши сильные чувства. Вы очень красивая пара. Объявляю вас мужем и женой.
Позвольте вручить каждому из вас свидетельство о браке (ХЛОПОК). Учитель: Молодцы, ребята, и мы продолжаем. Итак, брак – это ответственное событие в жизни
людей, порождающее новые права и обязанности супругов. Идет беседа с заполнением схемы. (3 минуты). Учитель у доски, дети в тетрадях.
Слайд.
Учитель:
я предлагаю вам поиграть в игру: «Моё и наше» (Работа по рядам) (2 минуты). Карточки с
заданиями:
Учитель:
обращается
к высказыванию Конфуция. Давайте устроим
небольшую дискуссию. На первую парту
каждого ряда я ставлю карточку, с соответствующей проблемой. Пусть на каждый
ряд сядет тот, кто согласен с надписью на карточке. Даю вам 2 минуты на
подготовку спикера от группы. По истечении времени вы должны отстоять свою
позицию. (3 минуты). –
учащиеся, выступающие за главенство в семье мужчин, - учащиеся, выступающие за равноправие в семье. Учитель:
Мы с вами говорили, что главная цель семьи
– рождение детей. Семейный кодекс регулирует права и обязанности родителей и
детей. Работа с учебником. Мальчики ищут права, девочки обязанности. (1 минута).
Обсуждение. Учитель:
к сожалению не всегда семья сохраняется. Бывают случаи, когда семьи
распадаются, в силу разных жизненных обстоятельств. Как вы думаете, каковы
причины этого?. Кто больше всего страдает от этого?. В каких органах
расторгается брак. Беседа с детьми. (1 минута). Ролевая
сценка. Беседа по сценке. (1 минута) 1-я
ученица Что случилось? На тебе лица нет! 2-я ученица Мне опротивело все в этом доме! Родители с
их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, их знакомые со своими
детьми, горы посуды вечером. Они за меня все уже решили - куда поступать, с кем
дружить, что носить . Папина сестра тетя Ира, лучше меня знает, как мне жить..
Какой ей вообще дело ? Маме почему то не нравится никто из моих друзей. Я
прекрасно понимаю ее намеки насчет Кирилла! Каждого своего знакомого я должна
приводить к ним на «комиссию». Если бы ты знала, как мне надоели их допросы! У
меня ведь своя жизнь. 1-я ученица:
Родителей не выбирают. 2-я ученица: Брось! Твои предки тебе слова поперек не скажут.
Делай, что хочешь- никто тебе не указ. Когда, кстати ты вчера вернулась? 1-я ученица Кому какое дело, когда я вернулась? Приходишь
домой, будто и нет никого дома. Никто даже «привет» не скажет! Мама вся в своих
проблемах, отец от газеты не оторвется. Я с твоей мамой больше, чем со своей
разговариваю.
III.
Закрепление.
Рефлексия. Учитель: в
качестве закрепления предлагаю вам заполнить листочки, лежащие у вас на столах. (2 минуты) Продолжите
фразы:
IV. Подведение итогов урока. Оценки за работу на уроке. (1 минута). Ребята, перед вами дерево. Вы видите,
что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного
цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а
зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше
дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему
усмотрению. (прохожу по рядам, дети вешают листья) И
закончить урок мне хотелось бы стихотворением (1 минута). Что может быть семьи
дороже? Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!
| |||||
Просмотров: 649 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |