Главная » Статьи » Методические разработки уроков |
Расцвет
Древнерусского государства. (7 из 10 уроков в разделе: «Древняя Русь») Цели урока: обучающая –научить критически осмысливать прошлое, правильно и логически строить ответ, использовать доступный материал, выбирать и классифицировать исторические сведения; развивающая – развитие аналитического мышления учащихся на основе сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатом деятельности предшествующих князей; воспитательная – воспитание гордости за свой народ, его
исторический выбор, формировать навыки и умения работать в коллективе,
воспитывать уважение и интерес к истории и культуре своего народа. Оборудование: исторические источники «Повесть временных лет»,
«Русская правда», ноутбук, учебник «История России с древнейших времен до конца
XVI в.», карта «Древнерусское государство», iPad (для каждого ученика) Основные понятия: усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
групповая, фронтальная, дифференцированный подход.
План урока. 1. Борьба за
киевский престол сыновей Владимира. 2. Внутренняя и
внешняя политика Ярослава Мудрого. 3. Власть и законы. «Русская правда». Ход урока. I. Организационный момент. (Проверка готовности класса к уроку) II. Основная
часть. Проверка домашнего задания. Исторический диктант. 1.Кто после смерти Святослава правил на Руси?
(Владимир) 2. Напишите годы правления князя Владимира? ( 980-1015) 3. Какие города в 981 году отвоевал Владимир? (Червень
и Перемышль) 4. В каком году было принято христианство на Руси?
(988) 5. Как звали византийскую принцессу, на которой женился Владимир? (Анна) 6. Кто стоял во главе русской православной церкви?
(Митрополит) 7.Кто подчинялся митрополиту? (Епископы) 8.Кто относился к белому духовенству? (Священники) 9. Свод правил, регулирующих деятельность церкви?
(Церковный устав) 10. Что такое христианство? III. Изучение нового материала. Записывают тему урока в тетради: «Расцвет Древнерусского государства». Учитель: Ребята
давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока. Как Вы
думаете, о ком и о чём мы будем
говорить? (ответы
детей) Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже
почти 1000 лет. - А что
означает слово «мудрый»? (ответы ребят) - Справедливый, умный, дальновидный. По ходу нашего урока мы должны дать представление о
личности Ярослава Владимировича, его заслугах перед Отечеством,
охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику, систему управления
древнерусского государства в период его
расцвета. - Итак, мы начинаем, но сначала я хочу нацелить вас на решение важной задачи, к
концу нашего урока вам предстоит ответить на вопрос: « Оправдывает ли князь Ярослав прозвище
Мудрый?» (проблемно-поисковое задание) 1. Борьба за
киевский престол сыновей Владимира. – Перед вами на листочках лежит отрывок из «Повести
временных лет». Давайте прочитаем его и отметим на карте места правления
сыновей Владимира, помечать на карте эти города будем флажками. К доске идет
ученик, который выполняет это задание, остальные ребята работают с картами в
учебнике стр.52. Отрывок из "Повести временных лет”. По ходу чтения
отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях
Древней Руси: " Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в
Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда
умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса
посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”. - Посмотрите
внимательно на карту. Как вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир посадил
управлять близлежащими землями своих сыновей? (ответы уч-ся) -
Подтвердите ваши ответы учебником стр.43, 1-ый абзац. (Находят сами и
зачитывают)
«Рассчитывал ослабить власть племенных князей и укрепить единство державы –
укрепление государства». - Давайте
выясним обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем.
Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: - Почему Ярослав не стал бороться за единоличную
власть, а разделил ее с Мстиславом? Рассказ учителя Борьба за власть сыновей Владимира Владимир умер в 1015 году. Между его 12 наследниками
началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с
пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в
Новгороде. Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отказавшись
посылать дань в Киев. И только смерть Владимира помешала столкновению отца с
сыном. Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он
выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, было
немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о
любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного
соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Позже Святополк,
прозванный в народе Окаянным, организовал убийство еще одного брата – Святослава.
( 9 слайд) (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью
к лику святых.) Получив известие о смерти отца и убийстве братьев,
Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил
против Святополка. Святополк был разбит, и Ярослав сел в Киеве. Но Святополк
обратился за помощью к печенегам и полякам. В борьбе силы были неравны, дружину
Ярослава разбили, и только слова ближнего ратника Вячки уберегли Ярослава
от дальнейшей схватки и гибели: - Крепись, княже! Не мертвый – живой нужен ты Руси! Не
оскудела еще земля наша – есть на кого опереться. Здравые слова простого дружинника вразумили Ярослава,
и он поехал в Новгород, собирать новую дружину. Новгородцы оказали помощь
Ярославу, который, взяв в помощь варягов, пошел на Киев. Святополк Окаянный призывает на помощь печенегов, оба
войска встретились в 1019 году на реке Альте, близ того места, где злодейски
убит был князь Борис. Узнав об этом, Святополк помрачнел, увидев в этом дурное
предзнаменование, но успокоил себя, говоря, здесь убили по моему приказу
Бориса, здесь убью и Ярослава. Сеча была страшная. Кровь текла реками, писали
летописцы, трижды сходились обе рати, раненые задыхались под грудой мертвых
тел. К вечеру Ярослав разбил Святополка. Святополк бежал и бесследно сгинул в
лесах. Ярослав сел в Киеве. Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не
закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира
– Мстислав, княживший в Тмутаракани. Собрав большую рать, он вторгся
в русские пределы. Ярослав, не желавший войны с братом, послал ему грамоту: «Не
хочу биться с тобой. Хочу жить в мире и братской любви. Возьми Муром и владей
им». Но Мстиславу мало показалось одного Мурома, и он продолжил поход. В 1024
году Мстислав разбил войска Ярослава. И Ярослав должен был вернуться в
Новгород, но Мстислав одумался и послал Ярославу грамоту. Стали братья править вместе. И только в
1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси. - Как вы
поняли, что такое усобицы. Обратимся за помощью к iPad (находят в интернете определение) – Почему происходили усобицы на Руси? - Так почему же Ярослав не стал бороться за
единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом? - В чем, по-вашему, проявилась мудрость Ярослава?
- Запишем годы
правления Ярослава 1019-1054гг. Найдем в
интернете краткую биографическую справку о Ярославе и его фото. (дети выполняют
очень быстро – 1-2 минуты) 2.Внутренняя
и внешняя политика Ярослава Мудрого. - Время правления Ярослава стало годами расцвета
древнерусского государства. «Владимир
взорвал почву, просветив ее святым крещением; Ярослав, сын его, посеял на этой
почве семена книжного учения, а мы пожинаем плоды просвещения», - оценил роль
Ярослава в русской истории наш самый знаменитый летописец Нестор. - Летописец, рассказывая о личности Ярослава не
оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног.
Но о характере человека лучше всего говорят его дела. - Итак,
сейчас, работая с учебником и историческими источниками, вы определите основные
деяния Ярослава Владимировича. 1
группа работает по учебнику, стр.45-46, выбирает предложения, которые раскрывают внутреннюю
политику Ярослава, и из предложенных утверждений выбираете те, за которые князь
мог получить прозвище Мудрый. 2
группа работает по учебнику стр.47-48 внешняя политика, выбираете предложения, раскрывающие
внешнюю политику князя, из предложенных утверждений отбираете те, за которые
Ярослав мог получить прозвище Мудрый. 3
группа стр.46-47 работаете над пунктом управление государством, вам предстоит
ответить на вопрос – Почему князь и местная власть вынуждены были считаться с
волей вече? Работа
в группах не более 3-4 мин. - Вы выбрали ответы, пожалуйста, расскажите, за какие
деяния во внутренней политике Ярослав мог получить прозвище Мудрый. Дети
говорят ответы, учитель крепит на магнитной доске вокруг имени Ярослава
слова-опоры. -1 группа
отвечает: (распространение христианства, строительство церквей в
том числе соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, открытие школ, перевод
книг с греческого на славянский язык, основание Киево-Печерского монастыря, основание
первой библиотеки, создание первого письменного свода законов «Русская правда») -2 группа
отвечает: ( укрепляет
южные рубежи Руси – возводит города-крепости, разбил печенегов, расширил
территорию на северо-западе и построил город Юрьев, заключил союзный договор с
Польшей, мирный договор с Византией, династические браки с Венгрией, Швецией,
Польшей, Францией, Данией, Норвегией). Ребята, а
что такое ДИНАСТИЧЕСКИЕ
БРАКИ -? Давайте найдем определение в Интернете (Находят и зачитывают определение). 3 группа
отвечает:
- При Ярославе сложилась четкая система управления
государством - Почему князь и местная власть вынуждены были
считаться с волей вече? Работа над
понятиями : наместник, посадник словарь учебника стр.54-55.
- Как мы это солнце свяжем с Ярославом?
Вспомните тему нашего урока. «Расцвет». - Таким образом, с именем Ярослава Мудрого связан
расцвет древнерусского государства. При нем оно достигло наибольшего
могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. Богатела
страна, изменялись отношения. 3. Власть и
законы. "Русская Правда”. Организация работы по тексту "Русской правды” на
стр.54. Учащимся предлагается поэтапно
читать текст и комментировать его содержание. (Запись: Русская правда – первый письменный свод
законов в древней Руси). Учитель:
-
Этот документ укреплял власть князя и государство. При Ярославе сложились
правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала
киевскому князю. Он издавал законы, был главным судьёй. Киевский престол
передавался по старшинству.
Вопросы
учителя после анализа всего текста документа:
Все
люди в Древнерусском государстве составляли единое общество, но оно не было
однородным. В зависимости от занятий, древнерусское общество делилось на две
большие категории: свободные и зависимые.
Свободные - это князь, дружинники, купцы, служители церкви, крестьяне -
общинники. Но появилось и зависимое
население: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Познакомимся с этими категориями зависимого населения. Работа с
понятиями, встречающимися в тексте "Русской правды”:
IV. Закрепление. Верю – неверю (если утверждение верное –
хлопаем в ладоши, если не верное – тишина). Кого народ прозвал Окаянным: А) Владимир Б) Святополк В) Ярослав 2.
Первые святые на Руси: А)
Ярослав Б)
Борис и Глеб В)
Святослав 3.
Годы правления Ярослава: А)
1019-1054 Б)
1019-1036 В)
1019-1027 4. С
какой страной не был заключен династический брак: А)
Франция В)
Норвегия V. Итог. -
Вот и подошел к концу наш урок, удалось ли нам приоткрыть еще одну страницу Истории? Возвращаю вас к началу урока: Оправдывает
ли князя Ярослава прозвище Мудрый? Ответы учащихся. В 1995 году учрежден
высший знак отличия «Орден князя Ярослава Мудрого» пяти степеней за
заслуги перед Отечеством в развитии (
как вы думаете в развитии чего?) градостроительства,
правоведения, экономики, культуры и образования. Выставление отметок. VI. Домашнее задание. § 6, вопросы 1-4, определения. -
| |||||||||
Просмотров: 2125 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |